Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Капитализация российского рынка ценных бумаг


Общая стоимость всех ценных бумаг, обращавшихся в России в 1914 г. достигла по разным оценкам 13—15 млрд руб. (6,8—7,7 млрд долларов), и по этому показателю Российская империя занимала пятое место после Германии, опережая Австро-Венгрию и Японию. По официальным данным Министерства финансов в январе 1904 г. в обращении находилось одних только государственных и гарантированных правительством процентных ценных бумаг на 8808 млн руб., часть из которых была приобретена инвесторами в других странах. В банковских и небанковских «кредитных учреждениях» было более 30% этих ценных бумаг — на 3653 млн руб., а в собственности индивидуальных инвесторов — на 3091 млн руб. (не считая не гарантированных государством акций и облигаций частных компаний). Всего же по объему выплат доходов по процентным ценным бумагам Российская империя в начале XX в. занимала первое место — 379,9 млн руб. (Франция — 359, Англия — 255, Австро-Венгрия — 243, Италия — 215, Япония — 112, США — 53, Германия — 47).
Дивидендных ценных бумаг на 1 января 1905 г. в обращении было на 3820 млн руб. (дающих ежегодный доход 170,273 млн руб.), примерно половина из них находилась в собственности иностранных инвесторов. Общая стоимость российских ценных бумаг составляла, по российским оценкам, 12 628 млн руб., а по данным Лондонской биржи — 13 250 млн руб.
Для расчета капитализации российского рынка ценных бумаг оптимальными являются известные данные П. Грегори, который определяет «чистый национальный продукт» (близкий к ВВП) Российской империи в 1913 г. в 20 266 млн руб. (118,5 руб. на душу населения). В таком случае приблизительная капитализация всего российского рынка ценных бумаг — 62,31%, рынка долговых инструментов (облигаций) — 43,4%, рынка акций — 18,8%.
Если учесть, что российский рынок ценных бумаг активно развивался лишь с 1860-х годов, т. е. немногим больше 50 лет (очень небольшой срок в истории рынков ценных бумаг по сравнению с эволюцией британского или французского рынков), это был заметный успех. Однако при этом российский рынок значительно уступал немецкому, французскому и английскому.