Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Биржевая пресса


Работа биржи была тесно связана с финансовой и биржевой прессой, издававшейся в основном в Петербурге и предоставлявшей информацию о состоянии рынков ценных бумаг. Значение для участников биржевой и небиржевой торговли своевременной и достоверной финансовой информации в России начали осознавать еще в начале XIX века. «Торговля составляет один из главнейших источников народного богатства... без содействия ей все виды промышленности не могут достигнуть... выгоды», поэтому «необходимо... чтобы участвующие в торговых занятиях... имели сведения... о положении торговли» в своем государстве и за границей.
Правительство старалось обеспечить «получение точных сведений о положении петербургского рынка», и с 3 февраля 1803 года начали выпускаться «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости». С 1814 г. департамент внешней торговли стал публиковать сведения о прибывающих в Петербург кораблях и вексельных курсах, а с 3 января 1825 года вышел первый номер «Коммерческой газеты», в которой можно было найти «денежный биржевой курс в главных торговых местах, также и курс разных кредитных бумаг».
Система биржевой и финансовой прессы начала формироваться после реформ 1860-х годов, когда потребность в финансовой информации стала особенно ощутимой, а полностью она сложилась к началу XX в., когда распространение телеграфа дало возможность оперативно получать финансовую информацию, в том числе о курсах ценных бумаг — телеграф, по словам И. И. Янжула, сказанным в 1890 году, «уничтожает расстояние и делает человека почти вездесущим».
В России первая телеграфная линия из Царского Села в Петербург была проведена в 1843 г., а к 1860-м годами телеграфная сеть охватывала основные города Российской империи. Длина телеграфных линий выросла с 94 632 км в 1880 г. до 164 697 км в 1900 г.; из них 146 693 км линий было государственными. На Петербургской бирже телеграфная линия появилась в 1863 г., а до того бирже была предоставлена возможность пользоваться линией правительственного телеграфа, проложенной до Кронштадта в 1853 году. В Одессе в оптовой международной торговле зерном уже в 1870-е годы активно использовалась телеграфная связь.
Однако несмотря на то, что к началу XX века телеграфная и телефонная связь стали вполне привычными, из российских клиентов лондонского банкирского дома William Brandt's Sons & Co даже в 1914 году телеграфом пользовались лишь 10%, а остальные предпочитали обычную почту.
Биржевую информацию, в том числе о ценных бумагах акционерных обществ, публиковали газеты и журналы — «Акционер», «Биржа», «Биржевая газета», «Биржевые ведомости», «Журнал для акционеров», «Коммерческая газета» и др. С 1874 г. под редакцией известного в то время финансиста Ф. П. Баймакова начало издаваться «Финансовое обозрение» — «еженедельный журнал финансов и торговли». По словам Баймакова, редакция журнала «не смеет обещать издавать финансовое обозрение с таким совершенством, с каким издаются английский Economist, французский «Economiste francaise» и франкфуртский «Actionaer», так как принимает дело для нас новое, в котором опытность еще должна быть приобретена, но считаем себя вправе обещать приложить все усилия, чтобы наше «Финансовое обозрение» по возможности приближалось к трем названным иностранным органам». И действительно, спустя время, следует признать, что по серьезности аналитических обзоров, понимании тенденций финансовых рынков и подробности статистической информации «Финансовой обозрение» выделялось среди российской биржевой прессы, так же как еженедельный «Вестник финансов, промышленности и торговли».
По мере повышения активности на биржах и на рынке ценных бумаг возрастало внимание к биржевой прессе и публиковавшейся в ней финансовой информации. «Биржевые обозрения, которые раньше никто не читал... стали самой живой рубрикой газеты... рецензии о биржевых сделках, о повышениях и понижениях появлялись изо дня в день». Если в 1860-е годы биржевые бюллетени публиковались два раза в неделю только в «Коммерческой газете», то с 1870-х они стали печататься во всех крупных газетах. Значительно увеличилось количество специализированных биржевых изданий, и популярность их все больше росла. «Много денег имеет тот, кто биржей интересуется, и для этого читает журнал, посвященный интересам финансовой, биржевой и промышленной жизни “Банки и биржа”. Вы не коммерсант и не желаете себе добра, если до сих пор не подписались на наш еженедельник “Банки и биржа”.... Подписчики все справки по биржевым вопросам получают бесплатно».
Как правило, биржевые газеты и журналы были связаны с определенными банками или финансовыми группами, а их сотрудники как акционеры принимали непосредственное участие во многих предприятиях. Так, «Финансовое обозрение» считало газету «Биржа» «органом... спекулятивной партии», а ее публикации, выдающие искусственно раздуваемый ажиотаж вокруг некоторых ценных бумаг, за реальный интерес покупателей — «тенденциозными», хотя «Биржа» называла все эти критические высказывания «плодом игривой фантазии, не подходящей серьезному органу печати».
После общего экономического подъема 1890-х годов большинство газет стали особенно явно группироваться вокруг крупных финансовых, промышленных и банковых объединений. Это касалось и самых крупных газет — «совершенно открыто “Новое время” приняло участие в биржевой игре... на бирже стали играть все, и сам редактор, и сотрудники». В кругах биржевой прессы известным был П. Ф. Левдик, работавший в «Петербургской газете». «Биржевая вакханалия была настоящей стихией Левдика. Он являлся в редакцию, аккуратно делал, что полагается, но душа его была на “американской бирже”», где после трех часов его видели каждый день. «Особенно пагубна связь прессы с биржей: субсидии банков в пользу газет» приводят к тому, что газеты попадают «в зависимость от банков и... вынуждены расхваливать те или другие бумаги».
Доступ на Петербургскую биржу был разрешен только профессиональным биржевикам, и это приводило к росту популярности неофициальной биржи и всяческих манипуляций для создания на рынке настроения, выгодного той или иной группе, в чем немалую роль играли заказные публикации в биржевой прессе. Тема «недобросовестных», по словам министра финансов П. Л. Барка, «сообщений биржевой печати» неоднократно обсуждалась в те годы. И хотя банки и финансовые группы прямо не финансировали биржевые издания, распространен был опосредованный подкуп через размещение дорогостоящей рекламы.
Свой наибольший расцвет биржевая пресса, издававшаяся преимущественно в Петербурге, переживала до 1914 г., а после начала Первой мировой войны большинство из этих газет и журналов перестали выпускать из-за нестабильности общей экономической ситуации.