Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Государственное регулирование совокупным спросом


Ниже будут рассмотрены более конкретно способы регулирования совокупным спросом, основанные на эффекте мультипликатора. Естественно, в рамках статической модели могут рассматриваться лишь варианты краткосрочных воздействий, т.е. текущей экономической политики с целью повышения занятости. Следует напомнить также, что предметом нашего внимания является пока экономика без учета внешней торговли. Это упрощение обедняет выводы, но делает анализ на первых шагах более доступным.
В моделях I и II выделялись домашние хозяйства и предприятия. Легко ввести в анализ государство. Государство взимает налоги (это его доходы), величина которых равна Т. Обозначим все расходы государства через GA = G + TR, где G - правительственные закупки товаров и услуг, TR - правительственные трансфертные (безвозмездные) платежи. Если расходы государства превышают его доходы, то образуется дефицит государственного бюджета. Обозначим его через h: h = GA - T ≥ 0. Обозначим налог за вычетом трансфертных платежей через NT=T-TR (чистый налог). Следовательно, h = G - NT. Далее будем полагать трансфертные платежи неизменными, поэтому ΔGA = ΔG и ΔT = ΔNT.
Совокупный спрос с учетом расходов государства равен:
Государственное регулирование совокупным спросом

Расходы на потребление домашних хозяйств зависят теперь от располагаемого дохода, т.е. дохода за вычетом чистого налога NT = T-TR.
Государственное регулирование совокупным спросом

где С = cTR.
Если инвестиции считать неизменными I=I-, то совокупный спрос равен:
Государственное регулирование совокупным спросом

где А = С + Т - расходы, не зависящие от дохода. В последующем анализе величину этих расходов, в отличие от предыдущего параграфа, будем считать постоянной, рассматривая влияние на совокупный спрос бюджетного дефицита.
Прирост бюджетного дефицита равен: Δh = ΔG - ΔT. Увеличение бюджетного дефицита Ah возможно за счет роста расходов государства или сокращения налогов. Рассмотрим каждый из случаев в отдельности.
Если происходит увеличение расходов государства без увеличения массы налогов, то ΔG ≥ 0 и ΔT = 0. В этом случае Δh = ΔG. Прирост совокупного спроса равен:
Государственное регулирование совокупным спросом

так как А = const. Прирост потребления равен:
Государственное регулирование совокупным спросом

Следовательно, ΔY = с*ΔY + ΔG. Поэтому
Государственное регулирование совокупным спросом

Зная ΔY, находим
Государственное регулирование совокупным спросом

Увеличение государственных расходов на единицу приводит к значительно большему росту совокупного спроса, так как 1/1-c ≥ 1.
Или, иначе выражаясь, прирост бюджетного дефицита (за счет роста расходов государства) приводит к мультипликативному приросту совокупного спроса.
Если уменьшается масса налогов при неизменных расходах государства, то ΔT ≤ 0, ΔG = 0 и тогда Δh = - ΔT ≥ 0. В этом случае прирост потребления равен ΔC = с(ΔY - ΔT), а прирост совокупного спроса равен ΔY = ΔC. То есть
Государственное регулирование совокупным спросом

Следовательно
Государственное регулирование совокупным спросом

В обоих случаях прирост потребления одинаков. Однако прирост бюджетного дефицита оказывает большее влияние на совокупный спрос, когда дефицит вызван увеличением расходов государства, а не уменьшением налогов. То есть, с точки зрения воздействия на совокупный спрос дополнительные правительственные расходы более эффективны, чем уменьшение налогов.
Пусть с = 0,8, тогда прирост совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов равен 5Δh, а за счет снижения налогов равен 4Δh и это при одном и том же приросте потребления 4Δh.
Ниже мы рассмотрим еще один случай, когда налоги составляют постоянную долю от дохода: T = nY, где n = const. Тогда
Государственное регулирование совокупным спросом

Решение этой системы дает:
Государственное регулирование совокупным спросом

Прирост потребления, как видим, такой же, как и в предыдущих двух случаях. Однако мультипликативный эффект сильнее, чем в предыдущих случаях.
В рассматриваемом нами случае можно пойти на больший прирост государственных расходов, так как часть этих расходов будет покрыта растущими доходами государства, которые увеличиваются за счет того, что масса взимаемых налогов жестко привязана к совокупному доходу. Действительно, прирост бюджетного дефицита здесь меньше прироста государственных расходов, т.е. Δh ≤ ΔG. Из формулы (1.18) имеем ΔG = Δh + ΔGT, где ΔGt=ΔT - часть расходов государства, оплаченная возросшими доходами. Пусть к примеру с = 0,8 и n = 0,2. Если прирост бюджетного дефицита равен единице, то прирост государственных расходов равен 2,25 единицам, а прирост государственных расходов, оплаченных за счет роста массы налога, равен 1,25.
Эффект мультипликатора в рассмотренных выше случаях сильнее всего проявляется в третьем, слабее - в первом, еще слабее - во втором. Если нет сдерживающих рост производства факторов, то увеличение совокупного спроса повлечет за собой рост занятости (см. рис. 9).
Государственное регулирование совокупным спросом

Итак, предположим, начинается спад производства, при этом увеличивается безработица. Если государство выплачивает пособия по безработице, то его расходы вырастут и увеличится бюджетный дефицит. Ho одновременно вырастет и эффективный спрос. Это приведет к увеличению объема производства и снижению вынужденной безработицы.
Бюджетный дефицит, сам по себе нежелательный, в период депрессии является средством стимулирования экономической деятельности. Тем не менее, до Кейнса в период безработицы и депрессии первейшей задачей правительства считалось сведение бюджетного дефицита к нулю.
Бюджетный дефицит может вызывать тревогу и желание его сократить. Ho не желателен и спад производства. Оказывается можно сократить бюджетный дефицит и не допустить при этом спада производства, увеличивая государственные расходы. Действительно, если сокращение производства считается нежелательным, то ΔY = ΔC + ΔG = 0 и ΔC = -ΔG. Прирост потребления теперь равен ΔC = c(ΔY - ΔT) = -сΔT. Прирост массы налогов равен:
Государственное регулирование совокупным спросом

и, следовательно, прирост бюджетного дефицита равен:
Государственное регулирование совокупным спросом

Так как 1-1/c≤0, то при росте государственных расходов в рассматриваемом случае бюджетный дефицит сокращается. И, наоборот, при уменьшении государственных расходов происходит рост бюджетного дефицита. Этот парадокс объясняется тем, что рост государственных расходов сопровождается сокращением потребления домашних хозяйств и увеличением нормы обложения налогом:
Государственное регулирование совокупным спросом

Знаменатель этой дроби величина постоянная, так как ΔY = 0, но если ΔG ≥ 0, то ΔT ≥ 0 и норма обложения налогом растет. Этот пример показывает, что не всегда прямое решение - сокращение государственных расходов - приводит к желаемому результату - сокращению бюджетного дефицита. В нашем случае бюджетный дефицит может быть устранен лишь при одновременном росте налогов и расходов государства: Δh ≤ 0, если ΔG ≥ 0 и, следовательно, ΔT ≥ 0.
Рассмотрим числовые примеры, иллюстрирующие различные варианты экономической политики. В табл. 3 первая строка характеризует исходное состояние. Бюджетный дефицит равен нулю: G-T = 0, однако имеется вызывающая беспокойство безработица. Инвестиции в расчетах считаются постоянными и равными 20. Объем производства в исходном состоянии равен 100. Если норма обложения налогом n = 0,1, то T = nY = 10. Пусть предельная склонность к потреблению равна 0,5 и C = 25, т.е.
Государственное регулирование совокупным спросом

и, следовательно, С = 70.
Перейдем к формированию второй строки табл. 3. Допустим, ставится цель сокращения уровня безработицы. Для достижения этой цели выбрана следующая экономическая политика: увеличение совокупного спроса путем увеличения государственных расходов при неизменной норме обложения налогом. Правительство сочло возможным выделить на эту цель 1,1 единиц денежных средств, т.е. прирост государственных расходов равен: ΔG = 1,1. Образующийся при этом дополнительный бюджетный дефицит находим из (1.18): Ah = 0,9. Далее из (1.16) определяем прирост совокупного спроса: ΔY = 2, а из (1.19) - прирост массы налогов: ΔT = 0,2. Прирост потребления домашних хозяйств находим, используя функцию спроса: ΔC = 0,9.
Пусть производственная функция имеет вид: Y=√L. Тогда новый уровень занятости равен L = 10 404. Прирост совокупного спроса на 2% обеспечивает прирост занятости приблизительно на 4%. С учетом найденных изменений макроэкономических переменных определяем все величины второй строки. В заключение заметим, что государственные расходы возросли на 1,1 единиц, а бюджетный дефицит только на 0,9 единиц.
Государственное регулирование совокупным спросом

Теперь перейдем к формированию третьей строки табл. 3. Здесь поставлена цель сокращения бюджетного дефицита при условии, что уровень занятости останется неизменным. Как было показано выше, эта цель может быть достигнута путем роста государственных расходов и одновременно - нормы обложения налогом. Итак, при неизменном совокупном спросе предусматривается рост государственных расходов. Пусть бюджетный дефицит сокращается на 0,9 единиц: Δh = -0,9. Тогда из (1.21) находим, что государственные расходы должны вырасти на 0,9 единиц. Из (1.20) находим далее, что сумма налогов увеличивается на 1,8 единиц. Следовательно, норма обложения налогом теперь будет равна n = 0,118. При этом потребление домашних хозяйств уменьшится настолько, насколько возрастут государственные расходы: ΔC = -0,9.
При вынужденной безработице эффективный спрос сдерживает рост производства и, следовательно, занятости. Увеличение совокупного спроса, как было указано выше, может быть достигнуто путем увеличения государственных расходов и (или) сокращения налогов. Платой за сокращение безработицы является, в конечном счете, увеличение бюджетного дефицита. В практическом отношении значение теории Кейнса состояло в осознании, что бюджетный дефицит есть необходимая плата за сокращение безработицы, которая предотвращает большие потери, связанные с сокращением производства и неизбежным обострением социального конфликта.
Что мы можем сказать о бюджетном дефиците, кроме того, что это превышение расходов над доходами государства?
Расходы государства подразделим на текущие расходы и инвестиции Iгос. Текущие расходы слагаются из стоимости оказанных государством услуг Cгос, выплат пенсий и пособий V и дотаций D. Если доходы государства превышают текущие расходы, то образуются сбережения. Таким образом, мы можем записать два равенства. Доходы государств (масса взимаемых налогов) равны его текущим расходам плюс сбережения:
Государственное регулирование совокупным спросом

Суммарные расходы государства равны текущим расходам плюс инвестиции:
Государственное регулирование совокупным спросом

т.е. бюджетный дефицит равен разнице между государственными инвестициями и сбережениями:
Государственное регулирование совокупным спросом

Подразделим сбережения и инвестиции на частные и государственные:
Государственное регулирование совокупным спросом

Перенеся государственные сбережения в правую часть равенства, получим:
Государственное регулирование совокупным спросом

При фиксированных частных инвестициях, чем больше бюджетный дефицит, тем больше частные сбережения. Таким образом, бюджетный дефицит есть форма принудительных частных сбережений.
Ho не всегда. Во время спада частные сбережения имеются в избытке. Именно повышение склонности к сбережениям является причиной спада. Проиллюстрируем справедливость этого утверждения на графике (см. рис. 10). Если при том же доходе сбережения увеличиваются, то это приводит к сдвигу линии сбережений, как это показано на рис. 10. При этом точка равновесия смещается влево. Новое равновесие достигается при меньшем объеме производства. Следствием увеличения склонности к сбережениям является не рост сбережений, ибо они остаются на прежнем уровне, а спад производства.
Государственное регулирование совокупным спросом

Во время спада частные инвестиции уменьшаются, и образуется избыток частных сбережений Sчаст - Iчаст ≥ 0. Равновесие может восстановиться, но за счет спада производства. Чтобы его предотвратить, государство может изъять эти избыточные частные сбережения, идя на образование бюджетного дефицита:
Государственное регулирование совокупным спросом

В этом случае частные сбережения увеличиваются, а не остаются на прежнем уровне, если произошел спад производства. Ho общая склонность к сбережениям остается прежней, ибо увеличение частных сбережений компенсируется ростом расходов государства.
Бюджетный дефицит должен покрываться за счет частных сбережений, которые имеются в избытке. Таким образом, деньги есть, и вопрос заключается в том, в какой форме эти деньги могут быть привлечены для финансирования увеличивающихся государственных расходов?
Это может быть государственный заем. Выпуск облигаций и их продажа населению будет способствовать накоплению необходимых денежных средств. Эти средства могут быть получены в виде кредита, оказываемого частными банками. Наконец, это может быть просто эмиссия денег, которая оправдана, если она предотвращает спад производства. Ho при этом следует учитывать, что эмиссия денег есть форма безвозмездного изъятия избыточных частных сбережений.
Если необходимые для увеличения совокупного спроса средства имеются, то далее возникает вопрос - как их израсходовать? Во время Великого экономического кризиса эта проблема не была актуальной, ибо это было время изобилия дешевой нефти и ресурсов. Главным было дать рекомендации, которые столкнули бы экономику с мертвой точки - глубокой депрессии. Важен был лишь ближайший результат - увеличение занятости и экономической активности. С этой точки зрения равно приемлемыми были следующие варианты: выплачивать безработным пособия, создать для них искусственную работу (выкапывать и закапывать ямы), дать им настоящую работу в виде общественных работ (строить дороги), начать осуществление новой программы перевооружения, предоставить предприятиям кредиты под низкий процент. Конечно, с точки зрения долговременных целей эти варианты не одинаковы.
Если имеются нереализованные товары и спрос на них, не подкрепленный, однако, деньгами, то государство может, взяв деньги взаймы, дать их тем, кто приобретет эти товары. Купля-продажа совершится и начнется мультипликативный рост совокупного спроса. В этом случае выплата пособий по безработице уместна.
Ho такая политика не создает новых производственных мощностей и новых рабочих мест. С точки зрения долговременных целей предпочтительнее капитальные вложения в новые предприятия, ибо при этом увеличивается производство, создаются новые рабочие места и сокращается потребность в пособиях. Инвестиции оказывают двойное влияние на экономику. Они увеличивают производство, а через эффект мультипликатора - совокупный спрос.