Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Выкупы: общие положения


В рамках европейского венчурного сообщества наибольшие объемы инвестиционных средств направляются именно и выкупные сделки.
Однако доля выкупных сделок от общего числа всех прямых инвестиций составляет только 15-20%. Отсюда следует, что типичная инвестиция на стадии выкупа является гораздо более объемной сделкой по сравнению с инвестициями начальных стадий или на стадии капитала развития, и что ее масштабы и сложность делают ее более редким событием. Имеющиеся данные показывают, что выкупы менее рискованны, чем остальные типы прямых инвестиций, потому что целевая компания представляет собой зрелое предприятие с установившимися рабочим и принципами.
Исследования также выявили, что члены управляющих команд, принимавшие участие в выкупах, указывали на решающие роли как прямых инвестиций, гак и венчурного инвестора в этой сделке. Согласно одному из проведенных в 1992-1997 годах исследований ЕVCA, 84% опрошенных компаний заявили, что без поддержки венчурного капитала они либо потерпели бы полную неудачу, либо развитие компании сильно замедлилось бы.
Выкуп формально определяется как сделка, в которой компания или ее подразделение приобретаются у их настоящих владельцев (у продавца). В большинстве случаев создается новая компания, предназначенная для участия в покупке целевого бизнеса, его части или актива у продавца.
О выкупах необходимо знать следующее:
- Финансовая структура новой компании в сделке выкупа, как правило, представляет собой комбинацию акционерного капитала, квазиакционерного капитала (например, подлежащие выкупу привилегированные акции или конвертируемые ссуды), старшего, или первоочередного,
долга и субординированного, или второстепенного, долга (мезанинный долг или высокодоходные долговые обязательства).
- Почти во всех сделках выкупа участвует какая-то доля заемных средств (т.е. долг), привлекаемых с целью увеличения прибыли инвесторов.
- Общая сумма денежных денежных средств, требуемых для осуществления выкупа, как правило, превышает цену, запрошенную продавцом. Потребуется дополнительное финансирование для реализации планов новых акционеров на развитие/расширение портфельной компании.
Процесс выкупа начинается тогда, когда кому-то впервые приходит в голову идея о том, что изменение принадлежности целевой компании может оказаться выгодным. Неважно, кого первого осенит эта мысль - управляющего, потенциального продавца или венчурного капиталиста - сделка будет запущена только при условии, что ему удается убедить все остальные стороны в том, что выкуп будет также выгоден и для них.
Инициатором сделки выкупа могут быть:
- Продавец (который может оказаться банком или лицом, уполномоченным на проведение ликвидации или продажи компании в бедственной ситуации).
- Управляющая команда или владелец/ предприниматель целевой компании.
- Сторонняя управляющая команда.
- Инвесторы в акционерный капитал.
Мотивы продавца:
Независимо от того, являются они инициаторами или нет, продавцы могут принять решение продать свою компанию (или ее часть) по множеству причин и в разных ситуациях.
■ С целью наследования: владелец компании может решить уйти па пенсию или отойти от активного участия в бизнесе. Если отсутствуют члены семьи, способные или желающие продолжить дело, может быть принято решение о продаже компании существующей управляющей команде в качестве альтернативы продаже конкуренту.
■ Передача непрофильного бизнеса: крупные корпорации, группы компаний или холдинговые структуры часто пересматривают или переопределяют стратегию своего бизнеса. В результате подобных изменений своих позиций они могут решить избавиться от некоторых составных элементов организации.
■ Находящиеся в бедственном положении компании, продающие свои дочерние подразделения или активы, чтобы срочно собрать деньги, или после объявления о банкротстве.
■ Лица, уполномоченные на проведение ликвидации компании, продающие отдельные независимые единицы бизнеса или активы компании в случае ликвидации.
■ Банки, размещающие заложенные акции в предприятия.
■ Триватизация в индустрии общественного сектора.
Мотивы управляющих:
■ Желание получить независимость - особенно если они чувствуют, что в прошлом стратегия ведения бизнеса продавца в общем не была полезна для целевой компании.
■ Для достижения большей прибыльности.
■ Вера в то, что у компании имеется достаточный потенциал для будущего успеха - и желание его развития.