Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Экспертиза инвестиционных проектов


Под экспертизой в широком смысле понимается специальное исследование, проводимое привлеченными специалистами (экспертами), экспертной комиссией и завершаемое составлением акта, заключения, в отдельных случаях — сертификата качества, соответствия; проверка качества товаров, работ, услуг. Экспертиза (проверка, оценка) является обязательным этапом практически любой деятельности, поскольку призвана оценить соответствие результата деятельности запланированным показателям. Экспертиза осуществляется на основе определенных правил, зафиксированных документально в виде ведомственных, нормативных, законодательных актов. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов проводится с целью ограничения возможности инвестирования средств, полученных в результате незаконной деятельности. Предусмотрен порядок предоставления инвесторами в налоговые органы декларации об источниках инвестиций. Отсутствие справок налогового органа о предоставлении деклараций при совершении сделок, а также установление факта незаконного происхождения средств инвестора или недостоверности представленных в декларации данных служат основанием для признания сделок недействительными. За уклонение от подачи декларации или включение в нее заведомо ложных данных об источниках и объемах инвестиций инвесторы несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Специализированной организацией, осуществляющей государственную экспертизу инвестиционных проектов в Республике Беларусь, является РУП «Белгосэкспертиза».
Государственная экологическая экспертиза проектов проводится в целях определения уровня экологической опасности в процессе осуществления хозяйственной деятельности, исключения отрицательного воздействия на здоровье населения и окружающую среду, определения достаточности и обоснованности мер по их охране. Государственную экологическую экспертизу в Республике Беларусь проводят специализированные экспертные подразделения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Объектами экологической экспертизы являются все виды документов по предплановой и предпроектной деятельности, которая может оказать отрицательное влияние на окружающую среду. В настоящее время порядок проведения государственной экспертизы проектов регламентируется Указами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства. Так, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676 (п. 1.5), государственной экспертизе не подлежат:
• проектно-сметная документация по ремонту и модернизации зданий (отдельных помещений), инженерные решения которой не затрагивают несущей способности конструкций;
• типовые проекты, повторно применяемые индивидуальные проекты жилых домов и объектов социально-культурного, бытового назначения (за исключением привязки их фундаментов к грунтам основания);
• проекты по строительству одноквартирных жилых домов III уровня ответственности.
Согласно положениям законодательства, в Республике Беларусь по инвестиционным проектам проводится экспертиза республиканскими органами государственного управления либо иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом. Кроме того, Министерством экономики проводится Государственная комплексная экспертиза бизнес-планов инвестиционных проектов стоимостью более 1 млн долл. США по официальному курсу Национального банка на дату их составления, по которым предусматривается государственная поддержка в виде:
• налоговых льгот для новых и высокотехнологичных производств;
• использования средств централизованных инвестиционных ресурсов, в том числе возмещения части процентов по кредитам из республиканского бюджета на конкурсной основе;
• участия государства в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями путем их учреждения;
• при привлечении кредитов банков под гарантии Правительства Республики Беларусь. Инвестиционные проекты, реализуемые с кредитной поддержкой банков, проходят рассмотрение в кредитующем банке.
Основными критериями оценки инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы Республики Беларусь являются:
• актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;
• финансовое состояние организации-инвестора;
• техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;
• обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте;
• научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;
• конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;
• сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.
Оценка эффективности вложения инвестиций осуществляется на основе интегральных показателей эффективности, приведенных в Правилах по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 158 (от 31 августа 2005 г.).
В части совершенствования организации проектирования и улучшения качества проектно-сметной документации в Республике Беларусь предусматривается обязательная передача документации на экспертизу разработчиками проектов, что соответствует принципу «одного окна» (Указ Президента Республики Беларусь от 16.03.2006 № 152). По оценкам, это на 3—4 месяца сократит сроки проектирования крупных инвестиционных объектов (строительных проектов), а также согласования проектно-сметной документации.