Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Принципы построения бизнес-структур


Внутреннее строение бизнес-системы хозяйствующего субъекта традиционно представляется через определенную организационную форму, которая называется организационной структурой предприятия. Однако дополнение уровней организационной структуры упорядоченным описанием выполняемых ими бизнес-функций и реализуемых бизнес-процессов создает конфигурацию бизнес-структуры. Единство внутренней структуры и структуры внешних коммуникаций предприятия обеспечивается реализацией принципов рыночной целесообразности и эффективности производства продукции.
В общем случае детализируемая по сегментам бизнес-структура бывает:
• организационной;
• функциональных обязанностей;
• обмена услугами;
• информационной;
• ресурсно-технологической;
• персонала.
Каждый из сегментов может быть ведущим (приоритетным) для управления в зависимости от задач, стоящих перед предприятием, и его организационно-производственных особенностей. Например, особенности организационной структуры могут проявляться в том, что производственное предприятие может иметь многоцеховую и бесцеховую структуру. Соответственно конфигурация основных бизнес-процессов будет разной и по степени сложности, и по степени взаимодействия со вспомогательными бизнес-процессами.
Производственная структура предопределяет степень специализации производства на предприятии (подетальная специализация; предметная специализация; технологическая специализация). Она формирует бизнес-процессы, ориентированные на систему внешних коммуникаций предприятия. Например, участие в цепи кооперационных поставок продукции в горизонтально-интегрированных структурах. В то же время система внешних коммуникаций предприятия должна отвечать требованиям гибкости и адаптивности к внешней среде функционирования. Гибкость означает минимальное время реакции предприятия на изменения внешней или внутренней среды. Для измерения гибкости, как правило, используются показатели:
• время с момента повышения цен поставщиками (варианты индекса потребительских цен и цен в промышленности) до момента повышения цен предприятием;
• время освоения новой продукции или технологии в сравнении с основными конкурентами;
• время подготовки документов, необходимых для проведения анализа кредитоспособности и др.
Требование адаптивности обусловлено тем, что предприятие, осуществляя свою деятельность, функционирует не изолированно: существуют его взаимосвязи с органами государственного управления, с другими субъектами хозяйствования, с общественными формированиями.
Предприятие как бизнес-система напрямую связано с удовлетворением спроса на товары или услуги, которые оно производит или оказывает, и строится на определенных принципах.
Принцип обеспечения хозяйственной самостоятельности предусматривает в качестве ее основы наличие собственных средств, что позволяет свободно распоряжаться факторами производства.
Принцип хозяйственной обособленности предполагает возможность принимать все решения, касающиеся деятельности предприятия, в соответствии с его внутренними возможностями.
Принцип ориентации на максимально возможную реализацию экономических интересов предприятия известен как принцип экономической заинтересованности. Он предполагает достижение самоокупаемости и самофинансирования функционирования предприятия, что означает, во-первых, покрытие доходами экономических издержек. Во-вторых, обеспечение требуемой для выбранного сегмента бизнеса нормы прибыли.
Суть принципа развития бизнес-системы в том, что величина получаемой прибыли должна обеспечить финансовую основу для накопления потенциала развития предприятия. При этом степень реализации принципа может оказать влияние на характер будущего развития: прогрессивное возрастание, достижение равновеликих ежегодных темпов роста и т. д.
Принцип экономической ответственности за ведение бизнеса реализуется благодаря управленческим технологиям, учитывающим внешние эффекты от деятельности предприятия, направленности и масштабов его развития.
В основе принципа обучаемости (гибкости) бизнес-системы лежат свойства планомерности и регулируемости ее развития, которые позволяют предприятию адаптироваться к изменениям рыночной среды. Этот принцип позволяет отслеживать конкурентные позиции предприятия и непрерывно обеспечивать создание новых конкурентных преимуществ.