Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Инвестиционная политика Республики Беларусь


Государственная политика стран, ставящих целью достижение высокого качества экономического развития, строится на приоритетном инвестировании наукоемких и инновационных производств, учитывает факторы обновления основного капитала и различия в капиталоемкости отраслей национальной экономики.
Ориентированная на инновации инвестиционная политика определяет социальный прогресс и конкурентоспособность национальной экономики. Поэтому особое место в числе приоритетов государственной инвестиционной политики в Республике Беларусь отводится инновационной форме инвестиций. Инновации в общем случае определяются как нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Инновации как инвестиционные объекты отличаются тем, что персонифицируются в виде интеллектуальной собственности, реализуются с помощью инновационных проектов и финансируются в особых формах — венчурных. Термин «интеллектуальная собственность» подразумевает временное обладание авторскими и смежными правами, обладание действующими свидетельствами на товарные знаки и действующими патентами. Венчурное финансирование характеризуется принятием высокого уровня риска невозврата вложенных в инновацию средств и неопределенностью получения ожидаемого дохода в назначенной сфере внедрения.
Фактор обновления основного капитала отражается в динамике его инвестирования и показывает возможности страны накапливать производственный потенциал. Динамика инвестиций в основной капитал Республики Беларусь относительно некоторых стран СНГ приведена в табл. 2.
Данные табл. 2 показывают, что за последние 10 лет устойчивое увеличение индексов объема инвестиций в основной капитал имело место только в Беларуси и Азербайджане.
Фактор различия в капиталоемкости отраслей национальной экономики учитывается при распределении инвестиций в основной капитал между производственной и непроизводственной сферами, а также между отраслями производственной сферы.
Инвестиционная политика Республики Беларусь

Динамика прироста инвестиций в основной капитал производственного и непроизводственного назначения приведена в табл. 3.
Инвестиционная политика Республики Беларусь

Анализ показателей табл. 3 позволяет отметить, что интенсивность инвестиций как производственного назначения, так и непроизводственного была равномерной. Причем, за последние 5 лет прирост инвестиций в основной капитал непроизводственного назначения превысил прирост инвестиций в основной капитал производственного назначения. Наметившаяся тенденция изменения интенсивности инвестиций объясняется возрастанием роли сферы услуг в структуре экономики.
Отраслевое распределение инвестиций в производстве Республики Беларусь позволяет заметить, что за последние 10 лет наибольшая их доля приходилась на отрасли промышленности (55 %). Доля инвестиций в сельское хозяйство составляла 9,6 %, транспорт — 8,5 %, связь — 6,8 %, строительство — 6 %.
Глобализация и регионализация экономики создают предпосылки для расширения источников инвестиций. Поэтому при проведении государственной инвестиционной политики важную роль играет фактор привлечения прямых иностранных инвестиций. Изучение зарубежного опыта показывает, что страны, использующие внешние источники инвестиций, получают доступ к современным технологиям производства и управления, а также быстрее адаптируются к условиям расширения экономического пространства.
Присутствие стратегических иностранных инвесторов в национальной экономике обеспечивается ее открытостью и привлекательностью условий для ведения бизнеса. Распределение поступления прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь показывает, что на долю России приходится 33,2 %, Швейцарии — 18,8 %, Великобритании — 10,9 %. Одним из эффективных способов привлечения иностранных инвесторов в национальную экономику является создание свободных экономических зон. В Республике Беларусь они рассматриваются как элементы инвестиционной политики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентиро-ванный характер экономики. Например, к настоящему времени в Республике Беларусь созданы и функционируют свободные экономические зоны «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест». В действующих свободных экономических зонах (СЭЗ) зарегистрировано более 200 предприятий-резидентов, из которых 93 % осуществляют хозяйственную деятельность.
В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь, прямых, в которых заинтересована страна, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413, которым введен институт инвестиционных агентов. Это физические или юридические лица, располагающие необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и содействующие республике в поиске потенциальных инвесторов.
Важнейшим инструментом привлечения в Беларусь прямых иностранных инвестиций признано заключение инвестиционных договоров. К настоящему времени Республика Беларусь заключила более 700 инвестиционных договоров, реализовать которые предполагается до 2020 г. Кроме инвестиционных договоров, для привлечения прямых иностранных инвестиций в Беларуси создана специальная институциональная структура — Национальное агентство инвестиций и приватизации. Законодательная база Республики Беларусь предусматривает право нескольких инвесторов выступать одновременно в качестве одной из сторон инвестиционного договора при его подписании с Республикой Беларусь. Также предусматривается возможность предоставления льгот и преференций в договоре как непосредственно инвестору, так и организации, созданной в Республике Беларусь этим инвестором или с его участием для реализации инвестиционного проекта. Это способствует формированию благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранного капитала. Одним из показателей сложившегося инвестиционного климата в Республике Беларусь служит оценка международных экспертов. Так, в 2010 г. Всемирным банком был опубликован рейтинг 183 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса. Стоит отметить, что в итоговом рейтинге Беларусь заняла 68-е место.
В целях совершенствования условий инвестиционной деятельности, осуществляемой посредством заключения инвестиционных договоров, и улучшения инвестиционного климата, создана правовая среда, в основе которой лежат нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Приоритетными направлениями поддержки иностранного инвестирования являются высокотехнологичное производство и создание новых рабочих мест.
Один из наиболее перспективных путей привлечения иностранных инвестиций в современных условиях — это участие иностранного капитала в процессе приватизации. В Беларуси существует несколько способов участия иностранных инвесторов в приватизационном процессе. Так, например, зарубежный инвестор может участвовать в создании открытого акционерного общества путем внесения в его уставный фонд денежного или имущественного взноса в размере не менее 20 тыс. долл. США. Участие иностранных инвесторов в приватизационном процессе может быть связано также с выкупом принадлежащих государству акций ранее созданных открытых акционерных обществ на инвестиционных конкурсах. Кроме того, иностранные инвесторы могут и приобретать акции дополнительных выпусков под конкретный инвестиционный проект открытых акционерных обществ.
Перспективные направления инвестиционной политики Республики Беларусь сформулированы в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г. В соответствии с этим документом, стратегические цели инвестиционной политики состоят:
• в привлечении инвестиций и использовании их для реализации приоритетов социально-экономического развития, включая решение экологических проблем в стране;
• развитии политики экспорта капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран. Эту цель предполагается достичь путем создания транснациональных корпораций (ТНК), финансово-промышленных групп (ФПГ) и других горизонтально-интегрированных (кластерных) структур.
Ключевые принципы проведения инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе состоят в следующем:
• модернизация и обеспечение конкурентоспособности экономики;
• формирование инновационного потенциала;
• реализация социальных программ;
• участие в мировых инвестиционных потоках;
• зарубежное инвестирование, обеспечивающее доступ к стратегическим ресурсам и капиталу;
• активное привлечение иностранных инвестиций в экономику.
Приоритетами долгосрочной инвестиционной политики государства будут оставаться создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов. Предусматриваются меры:
• по повышению инвестиционного рейтинга Республики Беларусь;
• защите прав собственности и совершенствованию корпоративного управления;
• развитию института банкротства и защите прав кредиторов;
• выравниванию условий конкуренции и эффективной антимонопольной политики;
• повышению эффективности управления государственной собственностью;
• развитию фондового рынка и стимулированию вложения сбережений в ценные бумаги;
• развитию лизинга и проектного финансирования;
• переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности.
Важное направление инвестиционной политики Республики Беларусь представлено созданием в стране новых производств, относимых к V-VI технологическим укладам.